Время стало сжиматься и бежит быстрее? Учёные выяснили, почему ускоряется время Почему время идет так медленно

Почему время летит все быстрее? August 18th, 2016

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве - летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию — таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир — это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год - это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних — это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий — наши 20-е, наши 30-е и так далее - они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания - травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние - не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

источники

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Пожалуй, каждый из нас замечал, что время, которое в детстве тянулось медленно, по мере взросления постоянно ускоряется. И если в 5 лет год казался целой вечностью, то в 30 он пролетает почти незаметно. С чем это связано и есть ли способ замедлить время? Мы попытались в этом разобраться и, кажется, нашли возможные причины этого явления.

сайт предлагает узнать, почему каждый новый год проходит все быстрее и как быть, если вы хотите немного "замедлить" свою жизнь.

Нехватка нового опыта

В детстве каждый день приносит нам массу новых впечатлений, мы учимся и постоянно видим что-то впервые. С возрастом таких моментов становится все меньше и меньше, поэтому мы начинаем измерять ход событий необъективно. Эту точку зрения подтвердил нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который проводил эксперименты, демонстрируя людям различные изображения.

Часть этих картинок испытуемые уже видели прежде, а остальные были для них абсолютно новыми. Выяснилось, что по своим субъективным ощущениям люди тратили больше времени на разглядывание новых изображений, чем на просмотр уже виденных ранее, хотя абсолютно все картинки демонстрировались им с равной продолжительностью.

Из этого следует, что для человека, чей мозг занят обработкой новой информации, время субъективно течет медленнее. И это объясняет, почему детские годы видятся нам растянутыми, а взрослая жизнь кажется мимолетной. Например, некоторым людям кажется, будто 1970 год был 30 лет назад, но на самом деле прошло уже 48 лет.

Теория кусков

Эта теория также связана с впечатлениями, а именно с тем, как наш мозг их интерпретирует в зависимости от возраста. Американский когнитивист Дуглас Хофштадтер (Douglas Hofstadter) полагает, что мозг человека склонен собирать отдельные впечатления в своего рода "куски" (chunks). Например, повседневные дела вроде уборки, приготовления пищи и походов в магазин объединяются в кусок под названием "хлопоты".

Представьте себе, что мама вышла на прогулку с малышом. Для ребенка это событие полно новых впечатлений: он познакомился с другими детьми, увидел интересную бабочку или жука, научился лепить куличи из песка и т. д. Но для его мамы это самое обычное мероприятие, не первое и далеко не последнее в ее жизни.

Выходит, что на протяжении жизни наш мозг "упаковывает" впечатления в довольно широкие категории: семья, работа, развлечения, хобби, спорт и т. п. Вероятно, "кускование" помогает мозгу оптимизировать память, но в результате прошедшие события кажутся нам скоротечными.

Нейрофизиологические процессы

В человеческом мозге не обнаружено структуры, которая отвечала бы за время. Но по мере взросления у человека снижается уровень дофамина - нейромедиатора, который (помимо того что вызывает чувство удовлетворения) играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. В результате этого у взрослых и пожилых людей меняется способность к восприятию времени.

Это подтверждается результатами эксперимента психолога из колледжа Университета Виргинии в Уайзе Питера Мангана (Peter Mangan). Ученый сравнивал способность к оценке интервала времени в 3 минуты у двух групп людей: молодых (19-24 года) и пожилых (60-80 лет). Испытуемым предлагали мысленно засечь время в 3 минуты и сказать, когда, по их мнению, эти 3 минуты истекли.

В группе молодых людей время оценивали более точно: для них 3 минуты проходили через 3 минуты и 3 секунды, а по оценке пожилых, 3 минуты проходили за 3 минуты и 40 секунд фактического времени. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди и в самом деле воспринимают временные промежутки более короткими, чем они есть на самом деле.

Шкала М. Кинера

Консультант по дизайну BMW из Австрии Максимилиан Кинер (Maximilian Kiener) разработал шкалу , согласно которой чем дольше вы живете, тем более коротким вам кажется год. Например, в возрасте 5 лет год составляет 1/5 вашей жизни, что довольно значимо, а в возрасте 50 - только 1/50, и потому уже не кажется такой большой величиной.Прокрастинация может привести к тому, что, оглянувшись назад, вы ощутите, что тратили свое драгоценное время зря, а жизнь прошла так быстро, словно вы не жили вовсе.

Поэтому не стоит бояться позитивных перемен, например сменить работу, если вы давно об этом мечтали, но не решались выйти из зоны комфорта. Осваивая новый вид деятельности, которая вам по душе, вы не только станете счастливее, но и замедлите свои личные часы.

Ни один человек не рождается со «встроенными» внутренними часами. Дети учатся следить за временем благодаря своим родителям, распорядку дня, школе. Иногда привычка синхронизировать свое поведение с остальным миром вырабатывается месяцами, иногда на это уходит несколько лет. В конечном итоге все мы приспосабливаемся. И теперь стандартные временные единицы становятся нашими верными спутниками. Эта система идеальна: минуты стекаются в часы, часы в дни недели, дни недели в месяцы и годы. Но есть большая разница в том, как мы воспринимаем ход времени.

Может ли время двигаться с разной скоростью?

Иногда нам кажется, что время летит, словно реактивный самолет, а иногда, что оно движется со скоростью черепахи. Внезапно приходит осознание того, что наступил очередной январь, но вот и он уже почти подошел к концу. Кажется, что чем старше мы становимся, тем быстрее годы сменяют друг друга. С другой стороны, вы стоите на пешеходном переходе на красный свет и не можете дождаться, когда истекут эти долгие 90 секунд. Словно целая вечность отделяет вас от перехода на ту сторону дороги.

Исследование восприятия течения времени

Ученых всегда интересовала эта проблема. Почему кроткие промежутки времени кажутся нам бесконечно длинными, а долгие сменяют друг друга с головокружительной скоростью? Некоторые из них посвящают изучению вопроса большую часть своей жизни. Попытаемся разобраться, в чем причина этого искажения.

Основные условия, при которых наблюдается замедление времени

Если собрать многочисленные истории разных людей воедино, можно отследить, что обстоятельства у всех разные. Но все они повлекли за собой ощущение медленно ползущих стрелок на циферблате. Условно эксперты поделили все эти условия на шесть основных категорий: сильные страдания (опасность), интенсивные удовольствия, ожидание (скука), измененное состояние сознания с помощью препаратов, медитация и новизна. Далее приведем несколько наглядных примеров.

Интенсивность ощущений и перманентная скука

Насилие и опасность выделены в отдельную категорию из-за интенсивности психических и физических ощущений. Например, раненому солдату, лежащему на поле боя всегда будет казаться, что помощь никогда не придет. Также военные часто описывают, что сама картина боя видится ими, словно в режиме замедленной киносъемки. Но иногда сильные переживания могут быть связаны с удовольствием и экстазом (здесь время и вправду дарит нам возможность насладиться моментом.) В отдельную категорию выделено и состояние перманентной скуки: очередь на прием к врачу, арест на 15 суток, продавец без наплыва клиентов. С одной стороны, эти ситуации резко ограничены по времени, но когда человек помещен в условия ожидания, ему кажется, что стрелки на циферблате не двигаются вовсе.

На основе измененного состояния сознания или новизны

Люди часто наблюдают искажение восприятия времени тогда, когда испытывают измененное состояние сознания. Этому способствует лекарственно-индуцированный опыт приема ЛСД или мескалина. Высокие уровни концентрации или медитации также могут влиять на субъективное восприятие течения времени. Об этом часто рассказывают спортсмены, которые находятся в зоне ожидания. Наконец, есть шок или новизна. Это происходит каждый раз, когда вы начинаете изучение каких-либо сложных навыков или пребываете на отдыхе в экзотической местности.

В чем парадокс?

Во всех этих категориях прослеживается явная закономерность. Все они искажают время в тот момент, когда с наблюдателем либо почти ничего не происходит, либо происходит слишком много. Но никогда вы не станете ощущать этого при своих обычных занятиях. Иными словами, время замедляется тогда, когда ситуация может быть оценена как слишком легкая или слишком сложная.

Что касается циферблата или календаря, каждый временной блок имеет свои стандарты. Они ничем не отличаются друг от друга. Каждая минута состоит из 60 секунд, а сутки — из 24 часов. Стандартные временные единицы приобретают существенную разницу, если начинают восприниматься с точки зрения «плотности человеческого опыта». Таким образом, на восприятие может влиять объективная и субъективная информация.

Высокая плотность опыта

Плотность опыта высока, когда за короткий промежуток времени много всего происходит. Об этом не понаслышке знают ветераны военных действий. С другой стороны, плотность опыта может быть одинаково высокой и тогда, когда час за часом почти ничего не происходит. Об этом вам расскажут люди, пребывающие в одиночной камере. Казалось бы, это время совершенно пустое, но люди с устойчивой психикой способны полностью поменять мировоззрение, а лица с более слабой нервной системой сходят с ума от одержимости. Все эти обстоятельства помещают людей в необычные условия. Парадокс заключается в том, что люди склонны заострять свое внимание на странных обстоятельствах, которые лишь усиливают плотность опыта, влияющую на восприятие стандартной временной единицы. Таким образом и формируется искажение.

Когда время незаметно пролетает

Мы выяснили, что время движется медленно, когда плотность опыта чрезвычайно высока. Логично предположить и обратное. Время будет незаметно пролетать, когда плотность опыта, относящаяся к стандартному временному блоку, будет аномально низкой. Когда вы имеете обыкновение оглядываться назад (на ближайшее или далекое прошлое), жизненные периоды словно сжимаются. Сжатие времени обеспечивают два общих условия. Далее рассмотрим их подробнее.

Рутинные задачи

Взрослых на рабочем месте окружает множество повседневных обязанностей. Все они повторяются изо дня в день лишь с небольшими изменениями. Но выполнение каждой из них требует повышенного внимания и концентрации. Период ознакомления и обучения уже прошел, теперь многие из стандартных задач и поручений вы можете выполнять, не заостряя на них особого внимания. Об этом вам расскажут опытные автомобилисты, одновременно выполняющие несколько действий. Об этом расскажет вам человек, у которого выдался напряженный день на работе. Несмотря на общую загруженность, там не было высокой плотности уникального опыта.

В конце концов, загруженный работник был приятно удивлен, когда время в офисе пролетело так быстро. С чистой совестью он отправляется домой привычным маршрутом. А по пути он будет делать все свои привычные дела: позвонит родственникам, зайдет в ближайший супермаркет за хлебом. Вечером будет привычный ужин и привычный сериал. Каждый день похож на другой. Именно поэтому они сменяют друг друга так быстро.

«Эрозия» эпизодической памяти

Вторым основным условием быстрого течения времени является «эрозия» эпизодической памяти. И это тоже касается каждого из нас. Наши воспоминания о рутинных событиях исчезают со временем. Вы можете вспомнить, что вы делали 17 декабря? Если в этот день не происходило никаких значимых событий, вряд ли вы вспомните всю цепочку. Но ведь с этого момента прошло чуть больше месяца! А память уже стремится очистить место для более необходимой информации.

И чем дальше назад вы станете оглядываться, тем больше «забывчивости» продемонстрируете. Одно из научных исследований выявило поразительную закономерность: люди думали, что прошлый год пролетел незаметнее, чем прошлый месяц, а прошлый месяц быстрее, чем вчерашний день. Объективно это не имеет смысла, но наша память разъедает плотность опыта внутри стандартной временной единицы.

Выводы

Все ситуации, которые мы описали выше, можно считать аномальными. Как правило, в нормальных условиях, мы воспринимаем 10 минут как 10 минут. Возможно, это происходит благодаря тому, что мы научились синхронизировать свой опыт со стандартными временными единицами, и наоборот.

1 688 0 Почему 3 месяца летних каникул в детстве пролетают, как один день, а 5 часов в аэропорту длятся вечно?! Нет, время не останавливается, когда ему это угодно. Это все наше восприятие пространства и времени, а также наши биологические часы, которые то отстают, то спешат вперед наручных.

Так например целый год ждать своего следящего дня рождения в 10 лет, кажется просто невероятно долго! Но в 45 ты так не думаешь, «Вот и год прошел» говорим мы, «скоро лето…» вспоминаем мы после новогодних праздников.

Кроме этого, с возрастом прожитые годы кажутся такими быстротечными. И мы думаем «Эх…я мог бы сделать больше».

Но, стоит отметить, что возраст не единственная причина быстротечности времени.

  1. Неизведанное.

В нашем мозге нет зоны, которая контролирует время. Поэтому все субъективно, в зависимости от уровня развития памяти и внимания. Когда мы сталкиваемся с чем-то новым, с чем-то, где требуется больше времени для изучения, нам кажется, что мы затрачиваем очень много времени. Вот почему дорога в новое место кажется очень долгой, чем дорога обратно.

Когда мы занимается привычным делом, время летит быстро, а когда осваиваем что-то новое, то замедляется.

«Помню, как на новой работе, мне приходилось максимально быстро освоить новые обязанности. Информации было столько, что я просто не успевала осознано выполнять свои обязанности: что-то делала по листочку, что-то постоянно переспрашивала. Первый месяц казалось длился вечно: очень медленно, монотонной и изнурительно. Я постоянно смотрела на часы и ждала, когда закончится рабочий день.

Сегодня я выполняю свою работу на автомате и когда много клиентов я даже не замечаю как пролетает день!»

Ольга, 28 лет

  1. Эмоции .

Если вам нравится чем-то заниматься, например на любимой работе вы с удовольствием строите карьеру, то для вас время будет лететь стремительно. А если вы ходите в офис и чувствуете, что занимаетесь не любимым делом, каждый день испытываете тоску приходя на работу, то естественно время будет тянуться вечно.

«Счастливые часов не наблюдаю», сказал Грибоедов. Отчасти так и есть. Ученными доказано, что люди, которые увлечены приятными хлопотами, проводя время с приятными им людьми не замечают как пролетает время. И наоборот: те, кто изнемогает, в ожидании конца рабочего дня или своей очереди в холле, страдают. Это относится и к тем, кто переживает горе утраты близких. И в их мироощущении время замедляется или вовсе останавливается.

  1. Самочувствие.

Наше самочувствие тоже влияет на восприятие времени. Если мы болеем, то время замедляется. А когда выздоравливаем, то проведенные в болезни время кажется быстротечным.

  1. Культурные особенности и технологический процесс.

Мы живем в эпоху, когда за 1 года с нами происходит намного больше событий, чем с людьми еще каких-то 100 лет назад.

Городской ритм жизни ускоряет наше ощущение времени. Но всеми мы одинаковы, когда садимся листать ленту новостей в соц.сетях или включаем любимый сериал по ТВ. Мы просто не замечаем как пролетает время. И порой, 15 минут по ощущениям и 1,5 часа в реальности проходят мимо.

Что делать?!

Если для вас время летит медленно во всех сферах жизни, то загрузите свой мозг чем-то: вспомните, что вы любили делать раньше, может увлечение из прошлого поможет вам.

Если для вас время летит быстро, то здесь могут помочь вам, например, часы, а также тайменеджмент. Не отвлекайтесь на множество задач, завершите одну, и только тогда приступайте к следующей.

Ученные сходы во мнение, что важно отдавать отчет времени ! Контролируя свои ощущения в каждый конкретный момент мы познаем и откроем вечность.

Интересное видео о том, как остановить быстротечное время.

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.



error: Контент защищен !!