Можно ли быть грамотным. Зачем человеку нужно быть грамотным? Безграмотность отвлекает и рассеивает внимание

Сочинение ученицы 6класса МБОУ «Джанайская сош» Курмалиевой Дианы

Зачем нужно быть грамотным?

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Пословица.

С самого раннего детства вся наша жизнь связана с языком. Всё, что совершают люди в мире, совершается при участии языка. Люди работают в коллективе, познают разные науки, строят города и летают в космос, объясняются в любви и воюют между собой. Невозможно было бы совершать все действия, если бы человек не умел говорить. Только ему выпало на долю такое счастье. Язык – орудие общения между людьми, но его нужно уметь умело и с пользой применять. Такое под силу только тому, кто глубоко, тщательно изучил язык, кто знает, как устроено слово, из каких частей состоит, как применяется то или другое правило. Одним словом, надо быть грамотным учеником, знать законы языка.

Каждый из нас, без всякого обучения, родившись на свет, начинает плакать, смеяться, есть, двигаться, ходить, но самостоятельно заговорить и научиться грамотно писать нам не под силу. Грамоте нужно учиться, её надо изучать, потому что без неё мы не сможем хорошо учиться, выразить правильно свою мысль, никогда не станем хорошими специалистами, из нас не получатся асы своего дела. Безграмотного, некультурного человека никогда никто не будет уважать в коллективе. А ещё правила нужно знать, чтобы быть вежливым, не обидеть другого человека. С.Я.Маршак в сказке «Двенадцать месяцев» показывает капризную и своенравную королеву, которая не только не умеет правильно писать слово «казнить», возмущаясь «надо писать «кознить», что ли?», но легко и просто распоряжается судьбами людей, повелевая, «лучше напишу «казнить» - это короче». Капризная королева не подумала о смысле данного слова, её интересовала только форма.

Когда мы пишем, то постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить знак препинания. Давным-давно появились были-небылицы про ошибки с запятыми. «Установить статую золотую пику держащую»- такое завещание оставил своим наследникам один правитель. И они, воспользовавшись оплошностью богача, забывшего про запятую после слова «золотую», поставили его после слова «статуя». Находчивость позволила им присвоить себе кругленькую сумму (у статуи золотой оказалась лишь пика). Для правителя запятая не оказалась путеводной звездой для достижения содержания, безграмотность его подвела, а пошлые люди воспользовались. Аналогичный пример можно привести с выражением «казнить нельзя помиловать», которое решает судьбу человека. Вот здесь и нужна грамотность, потому что, перефразируя Л.Н.Толстого, «словом можно убить, словом можно любить».

У безграмотных людей речь бедная, невыразительная. Они могут только выразить самые простые мысли, а сложная мысль, требующая пояснений и дополнений, вызовет у них затруднения. Очень часто на уроках ученики не могут правильно высказать свою мысль, хотя и бывают подготовленными к уроку, остаются недовольные полученной оценкой, объясняя свою позицию тем, что всё сказали. А некоторые мои одноклассники высказывают мнение о том, что в век компьютеризации не обязательно быть грамотным, потому что то, что не знаем мы, подскажет компьютер. А я считаю, что никакая машина, даже если она и сверхсовременная, не заменит человеческую грамотность, человеческий разум, мысли. Техника может сломаться, а усвоенные законы языка никогда нас не подведут.

А сколько искалеченных слов приходится нам слышать везде и всюду: звОнит, катАлог, квАртал, бАловать. Обидно бывает за державу. Ведь нам, как говорил К.Г.Паустовский, «дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Так давайте беречь такой язык от засорения, любить его и уметь ценить!

Раньше, чтобы стать грамотным, достаточно было научиться читать и хоть немного писать. В наше время такими навыками уже не обойтись. Грамотный человек должен свободно ориентироваться в современном мире, а для этого нужно уметь немало…

Наша речь – это визитка, которая

Дает представление о нашем образовании, статусе, интеллектуальном уровне. Глупыми ошибками, неправильным произношением слов мы можем не только испортить мнение человека о себе, но и исказить смысл информации, которую хотим донести. Грамотный человек владеет словом, как талантливый музыкант инструментом. Он знает, как оно правильно звучит и насколько сильно действует на людей. Грамотность – это умение убедить собеседника с помощью богатого словарного запаса, точных и емких выражений.

…Писать без ошибок

Казалось бы, какая разница, как мы напишем слово: “молоко” или “малако”. Смысл же от этого не

Меняется. В этом случае нет. Но иногда ошибки могут все испортит. Самый яркий – сказочный пример “казнить нельзя помиловать”. Одна запятая, а как много она значит! Грубые ошибки – это еще и признак необразованности. Человека, который не знает основных правил родного языка, вряд ли возьмут на работу и доверят ему важную должность. Разве можно доверять тому, кто не может освоить элементарные знания, которыми владеют даже школьники.

Чтобы быть грамотным, нужно не просто читать, но и понимать и пропускать через себя смысл прочитанного. Какими бы популярными не были аудиокниги, видеоуроки, интернет, основные знания человек до сих пор черпает из книг. На мой взгляд, слово “начитанный” можно считать синонимом к словам “грамотный” и “образованный”. Нам кажется, что уроки литературы вряд ли когда-нибудь пригодятся в жизни. Времена Фонвизина и Пушкина давно прошли. Но из любой книги, и классической, и современной, можно вынести полезную для себя информацию.

Сочинения по темам:

  1. Что значит быть культурным человеком? Слово культура очень объемное понятие. Оно включает в себя совокупность достижений человечества в производственном, общественном...
  2. Текущий век, с его стремительными темпами, развивающимися технологиями и мощнейшими стрессами диктует свои законы, и, соответственно, требования к людям, идущим...

Неотъемлемой частью общей культуры человека являются умения читать и писать, а также способность связно и доступно изъясняться. Сегодня человека, который даже очень богат и высокопоставлен, но при этом не может связно изложить мысли и делает грамматические ошибки при письме, никак нельзя назвать культурным и образованным.

Российские дворяне, будучи правящим классом вплоть до революции 1917-го года, ясно осознавали необходимость грамотности, как части культуры. Поэтому они учили своих детей грамматике и риторике с малых лет.

Строго говоря, понятие грамотность означает понимание различий между произношением и написанием и знание исключений из правил. Если человек правила грамматики начал изучать довольно рано, тогда и писать он будет всегда грамотно.

Действительно культурные и образованные люди точно знали, что если записывать слова, исходя из того, как они слышатся - это крайне неверно, так как слышат все по-разному, а для верного написания существуют правила.

По словам историка Николая Карамзина, быть неграмотным - невежливо по отношению к читающим. Сложно понять текст, написанный с ошибками, изложенный в малодоступной форме. Иногда такой текст обретает противоположный смысл. Когда слова написаны без ошибок, мысли преподнесены ясно и чётко, каждый поймет, что хотел донести до него автор текста.

Нация определяется, в том числе, и ее языком. Чем более гармоничны и едины язык и его правила, тем больше и крепче нация. Те же, кто пытается упростить правила правописания и грамматику, в сущности, стремятся примитизировать мышление народа. Как правило, эти люди сами весьма малограмотны и неспособны к развитию. Но стоит ли прислушиваться к таким?

Сегодня языкознание и его законы, порой, вульгарно попираются. На страницах даже самых ведущих газет можно обнаружить грубые грамматические ошибки.

Дикторы центральных телевизионных каналов легко позволяют себе ошибки в словах и произношении. Выпускники современных школ вряд ли могут считаться образованными людьми в силу недостаточности знаний, которые они получают в школе.

Каждый, считающий себя носителем языка и стремящийся быть по-настоящему культурным человеком, должен продолжать развиваться, обогащая свой словарный запас, осваивая непростую, но очень интересную русскую грамматику, а также орфографию и пунктуацию. Такого человека будут уважать, а также будут уважать в его лице и всю нацию, которую он представляет.

У Плутарха была такая история. В результате политических интриг в Афинах был поставлен вопрос об изгнании Аристида по прозвищу Справедливый, весьма влиятельного и важного государственного деятеля. Голосование проходило так: имя предназначенного к изгнанию писалось на глиняном черепке (острака, отсюда остракизм); черепки затем подсчитывались, и человек, набравший большинство голосов, изгонялся. И вот какой-то неграмотный поселенин, желая написать имя Аристида, обратился за помощью к первому попавшемуся ему человеку - это и был Аристид, однако поселянин не догадывался о том и попросил написать имя Аристида на остраке. Аристид удивился, но не раскрыл поселянину своего имени, а только спросил, чем, мол, ему так насолил этот Аристид. Поселянин ответил, что Аристида он вообще не знает, да только надоело ему слушать, какой мол это справедливый человек. Короче, поддался, как видно, поселянин уговорам политических оппонентов. В итоге Аристид выполнил его просьбу, написал свое имя на остраке - и был приговорен к изгнанию (Plut., Arist., 7, 5 - 6).

Мораль: грамотным надо быть хотя бы затем, чтобы не оказаться в подобной глупой ситуации (как поселянин), тем более что не все такие честные, как Аристид, и написать за Вас могут все что угодно, а не то, что Вы просите.

Спор о необходимости обучения грамотному письму идет уже давно, еще на луркморе, помнится, приводили аргументы противоборствующих сторон: Лев Щерба, известный советский лингвист, говорил, что без грамотной речи и правильного письма люди не смогут друг друга понимать; кто-то из американцев, не помню сейчас кто, утверждал, что понять собеседника можно вне зависимости от ошибок в орфограммах.

В целом и та, и другая точка зрения правильны. Любому носителю языка не составит труда понять неграмотное письмо - человек, освя щенный солнечным светом, жаренн ая картошка, жаркая дисс кур сия и т.д. Может показаться, что следование нормам языка это пережиток прошлого и все могут писать так как хотят без особых проблем, но это тоже не так.

Следование единым правилам написания значительно облегчает чтение. Например, из контекста не всегда может быть ясно, человека осветило солнце или он освящен солнцем как неким религиозным символом. Грамотное письмо - признак респектабельности, знак того, что человек смог освоить свод определенных правил и умеет им соответствовать. Текст, написанный неграмотно, бросается в глаза и создает негативное впечатление - вот почему любой серьезный человек или компания следит за грамотностью своих текстов.

Наконец, неграмотное письмо крайне разнообразно. Один человек напишет "нигатив", другой - "нигатиф" и т.д. Как правило, неграмотное письмо сводится к фонетическому письму - записи слов не по правилам языка, а так, как слышится. А так как слышать каждый может по-своему, то и вариантов одного и того же слова в фонетическом письме может быть очень много. Языковая норма существует в том числе и для того, чтобы снять это многообразие - поверьте, читать много текстов с самыми разными вариантами одних и тех же слов это весьма трудоемкий процесс. Из истории языка мы знаем, что до XVIII века особых правил грамматики русского языка не было, и в разных текстах можно было встретить самые разные "ошибки".

В заключение хочется отметить, что русский язык сегодня действительно довольно сложен в освоении, а правила написания зачастую абстрактны и не имеют связи с реальным произношением. За XX век лингвисты несколько раз пытались провести реформу языка, призванную упростить написание и приблизить его к фонетическому письму (то есть писать так как слышится), но общественность всегда восставала против таких реформ, причем лозунги были из разряда "Они убивают язык!", "Остановим смерть языка!" и т.д. Наше общество крайне консервативно в языковом плане, единственная реформа, которая удалась - это реформа языка сразу после революции, когда часть букв была удалена из алфавита и частично изменена орфография. Больше ни в СССР, ни в РФ более-менее значительных реформ сделать не удалось.

Ответ прозаический: чтобы понимать предписания начальства. Современная школьная система появилась в эпоху быстрого распространения заводов и фабрик (в эпоху развития капитализма), когда потребовались рабочие, умеющие читать инструкции.

На рубеже XIX и XX веков на предложение издателя Ивана Сытина издать букварь, цензор Победоносцев отвечал, что крестьянин Библию всё равно после самостоятельного чтения не поймёт, а другие книги для мужика бесполезны.

В книжке недавно скончавшейся Харпер Ли "Убить пересмешника" мы обнаруживаем, что во времена юности писательницы не все американские семьи пускали детей в школу.

В конце XX века 98-летний чернокожий Джордж Доусон (1898 года рождения) сознался социальному работнику, что не умеет читать и писать. Доусон в молодости работал на строительстве дорог, потом - на молокозаводе. Его жена и дети были грамотными, а самому ему всегда достаточно было поставить подпись. Это он умел. К концу жизни Доусон научился грамоте, и до своей кончины в возрасте 103 лет был частым гостем популярных телешоу.

В Кении проводят эксперименты с целью найти способ заставить деревенских учителей ходить в школу на занятия, вместо того, чтобы работать на своём поле. Ценность образования неясна не только крестьянам, но даже и учителям.

Таким образом, грамота явно нужнее в городе и тому, кто работает на босса. Пасти овец или копать грядки можно, и не зная грамоты.

Банально для того, чтобы понимать друг друга. Если бы не существовало каких-то норм речи, правил написания и произношения, язык бы попросту не существовал как нечто целое. Все бы говорили и писали так, как им вздумается, и, даже если бы изначально был какой-то общий язык, со временем мы бы просто перестали понимать друг друга.
Как уже было сказано выше, есть огромное количество вариаций написания одного и того же слова, если писать его "на слух". Пришло на ум слово "австралопитек", которое можно записать и как "офстралапятег", если постараться. Согласитесь, нужна лишняя секунда, чтобы понять значение этого сочетание букв, когда как над правильным вариантом мы даже не задумываемся.
Да и вообще, даже одна буква может поменять значение слова: вырастИт или вырастЕт, прЕступить или прИступить, лук или луг и так далее. При неправильном написании читающему будет сложнее переварить информацию или же придется потратить на это больше времени. Например, вы преподаватель искусства и читаете вы текст своего ученика про Моне, а потом понимаете, что он пишет про Мане. Скорее всего, вам придется перечитывать заново, потому что в своей голове вы держали образ совершенно иного человека.

«Тотальный диктант» якобы создает моду на грамотность. А зачем вообще человеку нужна грамотность? Во время диктанта, ЕГЭ стараемся соблюсти все нормы, которые зачастую избыточны и иногда с практической точки зрения бессмысленны…

Грамотность не является ни приходящим, ни уходящим явлением, как мода, это то, что ценится всегда. «Тотальный диктант» призван напомнить людям, особенно молодежи, что писать правильно – это норма жизни.

Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и в том числе грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности с пресловутой формой диктанта.

Призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно – круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека.

На самом деле грамотно писать нужно для лучшего взаимопонимания. Попробуйте исковеркать текст и дайте его прочитать. Уверена, что текст не поймут или поймут по-своему. Причем на распознавание этого текста уйдет больше времени, чем грамотно оформленного.

Я не совсем согласна с мнением, что правила русского языка избыточны и с практической точки зрения бессмысленны.

Тем более что орфографические реформы, которых было немало, призваны избавляться от них. Правила русского языка сходны с иными директивными правилами, например ПДД, которые просто следует соблюдать.

Нельзя одновременно быть образованным, культурным и интеллигентным и безграмотным, грамотность – это своеобразный индикатор таких людей. Кроме того, безграмотность раздражает многих людей. Часто можно услышать, что того или иного автора СМС-сообщения вслух обсуждают. Вряд ли кому-то хочется прослыть безграмотным или полуграмотным, невеждой.

Анастасия Алексеева – старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литература филологического факультета Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



error: Контент защищен !!