Отличник — лучшая доля школьника? Действительно ли пятёрки в дневнике пригодятся в жизни? Почему троечники успешнее отличников (6 фото) Отличники привыкают делать всё правильно

Стереотип о том, что каждому школьнику необходимо прилежно учиться и получать только высокие отметки, знаком нам с детства. Родители часто говорили нам во всем слушать учителей и делать то, что написано в учебнике. Ведь если будешь плохо учиться, то о хорошей работе можешь забыть.

Но так ли статус отличника открывает перед молодым человеком все двери? Руководители крупных учреждений, успешные бизнесмены и исследователи считают, что всё как раз наоборот. Оказывается, поговорка «Отличники работают на троечников, а хорошисты — на государство» находит отражение в реальной жизни. Получается, что отличником быть плохо? Давай разбираться.


Оценка достижений в школе

С каждым годом критики в адрес действующей системы образования слышится всё больше. Многие заявляют, что школа устарела, а ее лучшие выпускники оказываются совершенно неприспособленными к реальной жизни. Всё, что они могут, — это выполнять работу по инструкции. Так ли это? И какая разница между хорошими и плохими учениками.

Хорошо ли быть отличником?

Отличники обожают теорию, троечники — практику

Троечники не желают решать уравнения или изучать теоретический материал, в котором не видят пользы. У них просто не хватает мотивации на эти глупости. Троечник пытается понять цель и прямолинейно двигается к ней, не обращая внимания на всё остальное.

Отличники привыкают делать всё правильно

Для отличника ошибка — страшный удар, который тянет за собой низкую отметку, последующее сидение за книжками и пересдачу. Для троечника ошибка — привычное событие, которое служит ориентиром к правильному варианту. Плохой ученик не стремиться к совершенству сразу, ведь он знает, что главное — пробовать, тогда с каждый разом будет получаться всё лучше.

Отличники боятся рисковать

Привыкая всё делать правильно, отличник привыкает к чувству безопасности. Он знает: делай, как написано в учебнике, и у тебя будут самые высокие отметки. Но в жизни нет учебника, который ответит на любые вопросы, и тут нужно брать ответственность на себя, выкручиваться и рисковать. И тут рисковые троечники имеют преимущество.

Троечники более общительны

Отличники уверены в своих знаниях. Они считают, что обладают всем необходимым, чтобы решить задачу в одиночку. Троечники понимают, что они многого не знают, поэтому постоянно ищут специалистов и налаживают с ними связь. Даже в школе, чтобы получать сносные оценки, троечнику приходится договариваться с учителями, объясняться перед директором или находить контакт с отличниками и хорошистами, чтобы списать.

Троечники находят более легкие способы

Им неизвестны книжные шаблоны, поэтому к решению задач троечники подходят, опираясь на свой жизненный опыт. Из-за этого их решения выглядят оригинальными и довольно простыми. Умение находить такие ответы пригодится и во взрослой жизни.

Троечники любят мечтать о будущем

В то время как отличники заняты настоящим, ведь они прилежно учатся и вникают в каждое слово учителя, троечники строят планы на жизнь. Плохой ученик воображает свое будущее, представляет, что он будет иметь и чем заниматься. Это помогает ему лучше узнать себя и свои потребности, поэтому его шансы сделать правильный жизненный выбор растут.

Исследователи заявляют, что для успеха человеку нужны не только знания. Чтобы преуспеть в жизни, нужно уметь налаживать контакты с людьми, рисковать, находить простые решения, проявлять настойчивость и характер.

Жизнь многогранна, и перед человеком она ставит массу самых разнообразных задач. Поэтому глупо надеяться, что отличные отметки гарантируют ребенку хорошее будущее. Не забывай, что именно родители обязаны направлять ребенка по жизни.


Стереотип о том, что каждому школьнику необходимо прилежно учиться и получать только высокие отметки, знаком нам с детства. Родители часто говорили нам во всем слушать учителей и делать то, что написано в учебнике. Ведь если будешь плохо учиться, то о хорошей работе можешь забыть.

Но так ли статус отличника открывает перед молодым человеком все двери? Руководители крупных учреждений, успешные бизнесмены и исследователи считают, что всё как раз наоборот. Оказывается, поговорка «Отличники работают на троечников , а хорошисты - на государство» находит отражение в реальной жизни. Получается, что отличником быть плохо? Давай разбираться.

С каждым годом критики в адрес действующей системы образования слышится всё больше. Многие заявляют, что школа устарела , а ее лучшие выпускники оказываются совершенно неприспособленными к реальной жизни. Всё, что они могут, - это выполнять работу по инструкции. Так ли это? И какая разница между хорошими и плохими учениками.

Хорошо ли быть отличником?

Отличники обожают теорию, троечники - практику

Троечники не желают решать уравнения или изучать теоретический материал, в котором не видят пользы. У них просто не хватает мотивации на эти глупости. Троечник пытается понять цель и прямолинейно двигается к ней, не обращая внимания на всё остальное.

Отличники привыкают делать всё правильно

Для отличника ошибка - страшный удар, который тянет за собой низкую отметку, последующее сидение за книжками и пересдачу. Для троечника ошибка - привычное событие, которое служит ориентиром к правильному варианту. Плохой ученик не стремиться к совершенству сразу, ведь он знает, что главное - пробовать, тогда с каждый разом будет получаться всё лучше.

Отличники боятся рисковать

Привыкая всё делать правильно, отличник привыкает к чувству безопасности. Он знает: делай, как написано в учебнике, и у тебя будут самые высокие отметки. Но в жизни нет учебника, который ответит на любые вопросы, и тут нужно брать ответственность на себя, выкручиваться и рисковать. И тут рисковые троечники имеют преимущество.

Троечники более общительны

Отличники уверены в своих знаниях. Они считают, что обладают всем необходимым, чтобы решить задачу в одиночку. Троечники понимают, что они многого не знают, поэтому постоянно ищут специалистов и налаживают с ними связь. Даже в школе, чтобы получать сносные оценки, троечнику приходится договариваться с учителями, объясняться перед директором или находить контакт с отличниками и хорошистами, чтобы списать.

Троечники находят более легкие способы

Им неизвестны книжные шаблоны, поэтому к решению задач троечники подходят, опираясь на свой жизненный опыт. Из-за этого их решения выглядят оригинальными и довольно простыми. Умение находить такие ответы пригодится и во взрослой жизни.

Троечники любят мечтать о будущем

В то время как отличники заняты настоящим, ведь они прилежно учатся и вникают в каждое слово учителя, троечники строят планы на жизнь. Плохой ученик воображает свое будущее, представляет, что он будет иметь и чем заниматься. Это помогает ему лучше узнать себя и свои потребности, поэтому его шансы сделать правильный жизненный выбор растут.

Исследователи заявляют, что для успеха человеку нужны не только знания. Чтобы преуспеть в жизни , нужно уметь налаживать контакты с людьми, рисковать, находить простые решения, проявлять настойчивость и характер.

Жизнь многогранна, и перед человеком она ставит массу самых разнообразных задач. Поэтому глупо надеяться, что отличные отметки гарантируют ребенку хорошее будущее. Не забывай, что именно родители обязаны направлять ребенка по жизни.

8 выбрали

Сегодня 1 сентября, и хотя школьные годы давно позади, мне кажется, в этот день каждый человек волей-неволей вспоминает школу. Учителей, одноклассников, оценки… Все было просто и понятно, наши достижения и неудачи четко оценивались по пятибалльной шкале. Все знали: пятерка – это хорошо, а двойка – плохо. Во взрослой жизни все не так однозначно. Даже применительно к тем же оценкам: психологи утверждают, что быть отличником не всегда так уж хорошо. Даже название придумали – синдром отличника. Давайте разберемся, в чем он заключается, и действительно ли отличные оценки портят жизнь ребенку и негативно влияют на нее во взрослом возрасте?

Синдром отличника – это обобщающее название ряда комплексов и психологических проблем, которые могут возникнуть у ребенка-отличника и в дальнейшем, в том числе во взрослом возрасте. Хочу подчеркнуть – могут возникнуть при определенных условиях, а не обязательно должны. Что это за условия?

К чему может привести синдром отличника? Некоторые проблемы у таких детей наблюдаются уже в юном возрасте, а с годами эти особенности серьезно мешают гармоничной жизни.

Вечный стресс . Отличные оценки даются таким детям не за красивые глаза и не только за способности, а за постоянный тяжелый труд. Неумение отдыхать и расслабляться, а также боязнь поражения приводят ребенка в стрессовое состояние. Еще в детстве у отличников могут возникнуть проблемы со сном – школьники просыпаются по ночам, чтобы проверить, сделали ли они домашнее задание. После выпускного стресс никуда не денется. Сначала будет погоня за красным дипломом в университете, потом – трудоголизм на работе. А отдыхать-то когда?

Неумение проигрывать . Я не могу припомнить ни одного случая, чтобы в моем классе кто-нибудь плакал из-за тройки или даже двойки. А вот слезы из-за четверки – ситуация привычная. Причем плакали из-за них не только девочки-отличницы, но и мальчики, которые, как мне тогда казалось, вообще плакать не умеют. Плакать, как выяснилось, умеют. Но совершенно не умеют проигрывать. Неудачи в жизни случаются у всех, но обычно люди понимают – "неприятность эту мы переживем". А для отличников любая личная неудача – катастрофа мирового масштаба. И хотя такие катастрофы случаются нечасто, они серьезно портят жизнь и разрушают душевное равновесие. Эта особенность приводит еще к двум проблемам. Во-первых, после первой неудачи отличник может сразу опустить руки и забросить все дело. Во-вторых, он часто боится приниматься за новое дело и брать на себя больше ответственности из-за панического страха перед возможным провалом. Следовательно, такой человек упускает многие интересные возможности в жизни.

Чувство недооцененности . Дети с синдромом отличника часто из кожи вон лезут, чтобы получить похвалу и одобрение. Но, как ни парадоксально, троечников в школе хвалят чаще, ведь для них четверка – это уже достижение, а отличная оценка – редкий успех. Для отличников пятерки – норма, никто им не удивляется. Все, конечно, знают, что ребенок молодец, но какой-то одинаковый молодец на всем протяжении обучения, без взлетов и падений. Во взрослой жизни еще сложнее – начальники далеко не всегда считают нужным поощрять особенно старательных подчиненных. И если обычного человека такая ситуация не будет сильно расстраивать, то выросшего отличника может привести к апатии и даже депрессии.

Зависимость от чужого мнения . Дети с синдромом отличника привыкли стараться в школе не ради знаний или перспектив, а именно ради оценок. В итоге они могут через всю жизнь пронести зависимость от мнения неких оценщиков. Это мешает им самостоятельно мыслить и находить свои пути решения проблемы. Они лишь знают, что должны выполнить работу точно так, как им сказали.

Все и сразу . Такие люди обычно – перфекционисты. Они не умеют выделять важное и второстепенное, одно делая хорошо, а второе – с минимумом усилий. Попытка успеть во всем не дает им выбрать наиболее важное направление деятельности и приводит все к тому же стрессу и переутомлению.

Проблемы с общением . Часто люди с синдромом отличника – не самые лучшие друзья и товарищи. Они предъявляют повышенные требования не только к себе, но и к окружающим. А поскольку остальные люди обычно до их планки не дотягивают, любят поучать, уличать и в целом могут общаться довольно высокомерно. Собеседникам эта манера, понятное дело, не слишком нравится, и они постепенно дистанцируются от "заумника", который в итоге остается в одиночестве.

Повторюсь, эти проблемы не обязательно должны возникнуть у ребенка-отличника. Если он старается, потому что ему интересно, получает удовольствие от учебы, а не только от оценок, это только хорошо.

В идеале синдром отличника надо стараться предотвратить в детстве. Если ребенок растет в гармоничной семье, чувствует, что его любят не за оценки, и учится не только выигрывать, но и проигрывать, подобных проблем у него, скорее всего, не возникнет.

Если же вы диагностировали у себя синдром отличника во взрослом возрасте, можно попробовать от него избавится. Существует даже такое упражнение – намеренно не доводить какие-то дела до конца. Например, вымыв посуду, оставьте грязной одну чашку или, застилая постель, не расправляйте один из углов. Играйте с друзьями в игры, в которых победа зависит от удачи (только не на деньги, конечно), и учитесь спокойно переносить поражение. Разработайте систему оценок собственной деятельности, чтобы не зависеть от мнения окружающих.

И, главное, учитесь отдыхать и расслабляться. Ведь без полноценного отдыха гармоничной жизни не получится.

А вы верите в синдром отличника? Вам приходилось сталкиваться с такими людьми в школе или в последующей жизни?

Когда смотришь на то, как умные и талантливые дети надрываются в школе, сутками сидят за учебниками, вечно что-то читают и пишут, пока их сверстники отдыхают и развлекаются, становится немножко обидно и печально.

Эх, знали бы эти ребята, какое будущее ждёт большинство из них.

Рабочие лошадки

А большинство из них будут рабочими лошадками. Везде нужны исполнительные сотрудники, готовые годами вкалывать за копейки только потому, что так надо. Ну как можно выполнять свою работу плохо? Начальству не понравится. Карьерного роста не будет.

А как же больно тому отличнику, который узнаёт, что его бывший одноклассник-троечник уже давно купил себе квартиру, машину и укатил с женой в очередной отпуск на Лазурный берег.

Что за несправедливость? Почему одни пашут и пашут, а другие получают желанные блага жизни быстрее и легче, чем остальные? А очень просто. Успешные люди не следуют правилам на 100%. Тем правилам, которым учат в каждой школе и в каждом университете.

Какие люди нужны государству и обществу в избытке? Учителя, врачи, инженеры, строители и другие работники, которые выполняют важные социальные функции. Желательно, чтобы они несли службу за небольшие деньги, потому что бюджет не резиновый. И важно, чтобы у них не было альтернативы. Если все вдруг станут свободными и начнут заниматься тем, что им действительно нравится, то в обществе образуется дефицит людей, готовых выполнять самую грязную, неблагодарную или просто дешёвую работу. А работ таких немало.

Однако умные и талантливые должны думать, что их ценят, а не просто используют. Как это сделать? Создать иллюзию их исключительности, незаменимости. И это начинается ещё со школьной парты.

Шкала оценок

В точности выполняешь все домашние задания, которые дал учитель - получаешь высокую оценку. Отказываешься что-то делать или допускаешь ошибки - получаешь низкую оценку. Выходит, хорошим и успешным ребёнком является тот, который делает, что ему говорят, и так, как ему говорят. Первый шаг в воспитании послушного, исполнительного и трудолюбивого человечка сделан.

Далее устраиваются всякие олимпиады, конкурсы, победы в которых позволяют получить всякие льготы при поступлении в университет. И детки стараются, зубрят ночами материал, забивают на отдых и общение с родителями, друзьями. Приходит ли им в голову, что на бюджетное отделение престижного университета можно поступить и без выигрыша в олимпиаде? Затратив меньшее количество усилий? Но как же. Надо быть лучше всех! И не важно, какой ценой.

В университете продолжается та же история, что и в школе. Разве что предметы становятся посерьёзнее, а преподаватели носят костюмы поприличнее. Но суть не меняется. Слушаешь лекцию, записываешь её в конспект, воспроизводишь на семинаре и на экзамене. Набиваешь голову тоннами информации, которая якобы делает из тебя профессионала.

Получаешь заветный диплом и приступаешь к работе. Не важно, остались ли знания из университета в голове, большинство сотрудников быстро вливаются в рабочий ритм. Многие даже недоумевают, зачем вообще нужно было столько лет учиться. Ведь отвечать на телефонные звонки, заполнять типовые бумажки и организовывать мелкие мероприятия могут почти все.

В ловушке…

Вчерашние отличники начинают чувствовать себя в ловушке. Знания есть, способности есть, амбиции ого-го, вот только реализовать их невозможно. До начальника ещё дорасти нужно, а на низких должностях приходится заниматься всякой ерундой, да ещё и за копейки. И стоило ли так надрываться на учёбе?

Не стоило. Школа и университет никогда не дадут тех знаний и навыков, которые действительно полезны в жизни и необходимы для зарабатывания денег. Зачем им это? Просто подумайте.

Почему двоечники могут стать успешными?

Часто официальное образование скорее вредит человеку, чем помогает. Ведь мозг тоже имеет границы. Он не может поглощать бесполезную информацию тоннами и при этом продолжать нормально функционировать. Кроме того, мозгу постоянно нужно получать подтверждение фактов, реализовывать знания на практике. Например, прочитал человек в книге рецепт омлета. И это блюдо нужно приготовить как можно скорее. Иначе новый рецепт - хлам для мозга.

Однако в университете практика отсутствует. Или она чисто номинальная. Мозг всё пичкают и пичкают теориями, определениями, инструкциями. А толку?

Лучше сразу пустить в ход одну работающую схему, чем знать в теории, что существуют десятки классных решений.

К сожалению, после окончания университета отличник не получает нужного опыта и на работе. Да, в его трудовой книжке остаются записи, что он где-то там трудился. Значит, что-то знает. Но это слишком узкий опыт. Он относится к конкретной должности. И приходится каждый раз как будто начинать всё по-новому.

Как человек может стать свободным, научиться зарабатывать деньги и жить в своё удовольствие?

Методом проб и ошибок, с помощью постоянной практики. Чем раньше он начнёт работать на себя, за деньги (а не за идею или за якобы светлое будущее), тем лучше. Если не хватает каких-то знаний, нужно заводить знакомства со специалистами, общаться с ними, читать профессиональную литературу, посещать курсы, семинары. Получать образование, но не для корочки, а для конкретной работы. Концентрироваться нужно не на всём подряд, чтобы получить высокие оценки и красный диплом, а только на необходимой информации.

И, конечно, не стоит быть слишком правильным. Правильные люди приносят огромную пользу обществу, своим учителям и работодателям. Однако они редко бывают довольны собственной жизнью.

Считаю, что данная тема будет интересна не только школярам, но и студентам, и уже «взрослым людям», т.к. отличник - это не только тот, «кто в школе получал одни пятерки…»

Итак, чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к тому, через что прошел каждый из нас - к обыкновенной школе. Вы наверняка знаете, что для учителя класс делится на три части - отличников, ударников (или «хорошистов») и тех, кому надо «подтянуться». Из этих трех групп «самой правильной», почему-то, принято считать первую, но, по моему опыту, это ошибочное мнение. Сейчас попробую доказать почему.

Я сам до десятого класса принадлежал к этой «элите», поэтому обо всем знаю не понаслышке. Итак, отличник - это тот ученик, для которого существуют два вида оценок: «отлично» и «не пять». В начале этого пути, все выглядит более-менее радужно, ведь у ученика есть огромная страсть к познанию, а это очень похвально.

Но со временем, целью обучения закоренелого отличника становятся лишь оценки…эти «звездочки», которыми его жалует учитель. Он готов делать что угодно: биться головой об стену, расшибаться в лепешку, лишь бы добыть очередной бонус. Все это очень напоминает частный случай наркомании…

А эрудированность является лишь побочным эффектом такой цели, но даже ее нельзя назвать настоящей… Это теоретическая эрудированность и не более того. Многие «отличники» на практике или в нестандартной ситуации зачастую не способны применить свои знания. А все почему? Да потому что «в учебнике не было такого примера»! Индукционисты, вот кто они! Люди, которые учатся на примерах, а не принципах. И вся проблема состоит в том, что примеров в жизни бесчисленное множество, и они могут меняться, могут появляться новые, лишь принципы остаются непоколебимы.

Основываясь на всем вышесказанном, я считаю, что отличник - это не что иное как «пунктик». Человек, который 11 классов делал все «на высший бал», выжимался как лимон в универе, уже не может жить иначе. «Принцип отличника» следует за ним повсюду. В обыденной жизни, на работе, в обществе он так и продолжает «делать все на пять». С одной стороны это, конечно, хорошо (исполнительный служащий и все такое), но с другой - такой человек может «сгореть заживо». Его просто не хватит.

На таких людях в современном мире просто-напросто «ездят»! Как на лошадях! Многие люди, которым не близко это «почетное звание», очень успешно пользуются их исполнительностью и безотказностью (ведь для нашего «наркомана» не выполнить просьбу учителя, значит не получить тот долгожданный бонус, ради которого и ведется эта борьба). А ведь нужно иногда уметь «слинять»…тем более, если это не касается твоих обязанностей.

Я более года пытался сломать в себе этот пунктик - признаюсь, было очень непросто. Я словно открыл глаза, увидел, что со мной происходит, и во что я могу превратиться. Мне очень хотелось этого избежать, и поэтому я собрал для себя несколько весомых доводов, которые помогли мне перебороть эту «зависимость». О них я напишу позднее.

А что Вы думаете по этому поводу?

PS Незаметно для себя, я придумал новый термин))



error: Контент защищен !!