Что происходит после смерти с человеком, душой и сознанием. Что будет после смерти. Общение с умершим Что будет после смерти человека. Возможные отклонения от описанного гармоничного сценария

Есть ли жизнь после смерти? Наверное, каждый человек задавался этим вопросом хотя бы раз в жизни. И это вполне очевидно, ведь неизвестность пугает больше всего.

В священных писаниях всех без исключения религий сказано, что человеческая душа бессмертна. Жизнь после смерти представляется либо как нечто чудесное, либо же наоборот – ужасное в образе Ада. По восточной религии человеческая душа проходит реинкарнацию – переселяется из одной материальной оболочки в другую.

Однако, современные люди не готовы принять эту истину. Все требует доказательств. Есть суждение о различных формах жизни после смерти. Написано большое количество научной и художественной литературы, снято много кинолент, где приведено немало доказательств существования жизни после смерти.

Вашему вниманию представлены 12 реальных доказательств существования жизни после смерти.

1: Загадка мумии

В медицине констатация факта смерти происходит при остановке сердца и отсутствии дыхания организма. Наступает клиническая смерть. Из этого состояния пациента иногда удается вернуть к жизни. Правда, через несколько минут после остановки кровообращения происходят необратимые изменения в человеческом мозге, и это означает конец земного бытия. Но иногда после смерти некоторые фрагменты физического тела как бы продолжают жить.

Например, в Юго-Восточной Азии существуют мумии монахов, у которых растут ногти и волосы, а энергетическое поле вокруг тела во много раз превышает норму для обычного живого человека. И, возможно, у них осталось живым что-то еще, чего нельзя измерить медицинскими приборами.

2: Забытая теннисная туфля

Многие пациенты, перенесшие клиническую смерть, описывают свои ощущения яркой вспышкой, светом в конце тоннеля или наоборот – мрачным и темным помещением без какой-либо возможности выбраться.

Удивительная история приключилась с молодой женщиной Марией, эмигранткой из Латинской Америки, которая в состоянии клинической смерти как бы покинула свою палату. Она обратила внимание на теннисную туфлю, забытую кем-то на лестнице и придя в сознание рассказала об этом медсестре. Можно только попробовать представить себе состояние медсестры нашедшую туфлю в указанном месте.

3: Платье в горошек и разбитая чашка

Эту историю рассказал профессор, доктор медицинских наук. У его пациентки во время операции остановилось сердце. Врачам удалось его завести. Когда профессор посетил женщину в реанимации, она рассказала интересную, почти фантастическую историю. В какое-то мгновение она увидела себя на операционном столе и ужаснувшись мысли о том, что умерев, не успеет попрощаться с дочкой и матерью, чудом перенеслась к себе домой. Она увидела маму, дочку и зашедшую к ним соседку, которая принесла малышке платье в горошек.

А потом разбилась чашка и соседка сказала, что это на счастье и мама девочки выздоровеет. Когда профессор зашел навестить родственников молодой женщины, то оказалось, что во время операции к ним действительно заглядывала соседка, которая принесла платье в горошек, а чашка разбилась… К счастью!

4: Возвращение из ада

Известный врач-кардиолог, профессор университета в Теннесси Мориц Роолинг поведал интересную историю. Ученый, много раз выводивший пациентов из состояния клинической смерти, прежде всего, был человеком весьма равнодушным к религии. До 1977 года.

В этом году произошел случай, который заставил его изменить свое отношение к человеческой жизни, душе, смерти и вечности. Мориц Роолингз проводил нередкие в его практике реанимационные действия молодому человеку путем непрямого массажа сердца. Его пациент, как только к нему на несколько мгновений возвращалось сознание, умолял доктора не останавливаться.

Когда его удалось вернуть к жизни, и врач спросил, что его так напугало, взволнованный пациент ответил, что был в аду! И когда врач останавливался, он возвращался туда снова и снова. При этом лицо его выражало панический ужас. Как оказалось, таких случаев в международной практике немало. И это, несомненно, заставляет задуматься, что смерть означает всего лишь гибель тела, но не личности.

Много людей, переживших состояние клинической смерти, описывают его, как встречу с чем-то светлым и прекрасным, но число людей, видевших огненные озера, страшных чудовищ, становится не меньше. Скептики утверждают, что это не что иное, как галлюцинации, вызванные химическими реакциями в человеческом организме в результате кислородного голодания мозга. У каждого свое мнение. Каждый верит в то, во что хочет верить.

А как же быть с призраками? Существует огромное количество фотографий, видеоматериалов на которых якобы присутствуют призраки. Одни называют это тенью или дефектом пленки, а другие – свято верят в присутствие духов. Считается, что призрак умершего возвращается на землю завершить незаконченные дела, помочь раскрыть тайну, чтобы обрести мир и покой. Некоторые исторические факты являются возможными доказательствами этой теории.

5: Подпись Наполеона

В 1821 год. На Французский престол после смерти Наполеона поставлен король Людовик XVIII. Однажды, лежа в кровати, он долго не мог уснуть, размышляя о судьбе, постигшей императора. Свечи тускло горели. На столе лежала корона французского государства и брачный контракт Маршала Мармона, который должен был подписать Наполеон.

Но военные события помешали этому. И вот эта бумага лежит перед монархом. Часы на храме Богоматери пробили полночь. Дверь спальни отворилась, хотя она была заперта изнутри на задвижку, и в комнату вошел… Наполеон! Он подошел к столу, надел корону и взял в руку перо. В это мгновение Людовик потерял сознание, а когда пришел в чувство, было уже утро. Дверь оставалась закрытой, а на столе лежал контракт подписанный императором. Почерк был признан истинным, а документ находился в королевском архиве еще в 1847 году.

6: Безграничная любовь к матери

В литературе описан еще один факт явления призрака Наполеона своей матери, в тот день, пятого мая 1821 года, когда он умер далеко от нее в заточении. Вечером того дня сын явился перед матерью в одеянии, закрывающим его лицо, от него веяло ледяным холодом. Он произнес только: «Мая пятого, восемьсот двадцать один, сегодня». И покинул комнату. Лишь спустя два месяца бедная женщина узнала, что именно в этот день умер ее сын. Он не смог не простится с той единственной женщиной, которая была для него опорой в трудные времена.

7: Призрак Майкла Джексона

В 2009 году съемочная группа отправилась на ранчо умершего короля поп-музыки Майкла Джексона, чтобы снять видеоматериал для программы Ларри Кинга. Во время съемок в кадр попала некая тень, очень напоминающая самого артиста. Это видео вышло в прямой эфир и сразу вызвало бурную реакцию среди фанатов певца, которые не могли пережить смерть любимой звезды. Они уверены, что призрак Джексона до сих пор появляется в своем доме. Что же это было на самом деле, остается загадкой и сегодня.

8: Передача родимых пятен

В нескольких азиатских странах существует традиция наносить на тело человека метки после его смерти. Его родственники надеются, что таким образом душа умершего возродится вновь в родной семье, а те самые метки появятся в виде родимых пятен на телах детей. Так случилось с мальчиком из Мьянмы, расположение родимого пятна на теле которого в точности совпадало с меткой на теле его умершего деда.

9: Возрожденный почерк

Это история маленького индийского мальчика Таранжита Синнгха, который в возрасте двух лет начал утверждать, что его зовут иначе, и раньше он жил в другой деревне, о названии которой не мог знать, но назвал ее правильно, как и свое прошлое имя. Когда ему исполнилось шесть лет, мальчик смог вспомнить обстоятельства «своей» смерти. По дороге в школу его сбил человек, ехавший на скутере.

Таранжит утверждал, что он был учеником девятого класса, и в тот день у него с собой было 30 рупий, а тетради и книги пропитались кровью. История о трагической гибели ребенка полностью подтвердилась, а образцы почерков погибшего мальчика и Таранжита были почти идентичны.

10: Врожденное знание иностранного языка

История 37-летней американки, которая родилась и выросла в Филадельфии, интересна тем, что под воздействием регрессивного гипноза она начала разговаривать на чистом шведском языке, считая себя шведским крестьянином.

Возникает вопрос : почему свою «прежнюю» жизнь может вспомнить не каждый? И надо ли? На вечный вопрос о существовании жизни после смерти единого ответа нет, да и не может быть.

11: Свидетельства людей, переживших клиническую смерть

Эти свидетельства, конечно, субъективны и спорны. Зачастую трудно оценить значение высказываний «я отделился от тела», «я видел яркий свет», «я влетел в длинный туннель» или «меня сопровождал ангел». Трудно знать, как отвечать тем, кто говорят, что в состоянии клинической смерти временно видели рай или ад. Но мы точно знаем, что статистика подобного рода случаев весьма велика. Общий вывод по ним следующий: приближаясь к смерти, многие люди чувствовали, что приходят не к концу существования, а к началу какой-то новой жизни.

12: Воскресение Христа

Самым веским доказательством существования жизни после смерти является воскресение Иисуса Христа. Еще в Ветхом Завете предсказывалось о том, что на Землю придет Мессия, который спасет Свой народ от греха и вечной гибели (Ис. 53; Дан. 9:26). Именно это, по свидетельству последователей Иисуса, Он и сделал. Он добровольно умер от рук палачей, «был погребен у богатого» и тремя днями позже оставил пустой гробницу, в которой лежал.

По показаниям свидетелей, они видели не только опустевшую гробницу, но и воскресшего Христа, который являлся сотням людей в течение 40 дней, после чего вознесся на небо.


Не пропустите интересные новости в фотографиях:


  • 12 идей, как обновить весенний гардероб без лишних затрат

В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

На протяжении всей человеческой истории каждого интересовал вопрос о том, что будет после смерти. Что же ждет нас после того, как наше сердце остановится? Это вопрос, на который недавно ученые получили ответ.

Конечно, предположения были всегда, но теперь стало окончательно ясно, что люди после смерти могут слышать и понимать, что происходит вокруг них. Конечно, с паранормальными явлениями это не имеет ничего общего, ведь человек, по сути, живет еще некоторое время. Это стало медицинским фактом.

Сердце и мозг

Важно понимать, что абсолютно любая смерть наступает при одном из двух или при наличии сразу двух условий: либо сердце перестает работать, либо мозг. Если перестает работать мозг в результате серьезных повреждений, то смерть наступает сразу же после отключения «центрального процессора» человека. Если же жизнь прерывается вследствие каких-то повреждений, из-за которых останавливается сердце, то тут все намного сложнее.

В Нью-Йоркском университете эксперты-ученые определили, что человек после смерти может чувствовать запахи, слышать речь людей и даже видеть мир своими глазами. Это во много объясняет феномен, связанный с видением мира в ходе клинической смерти. Невероятно много было случаев за всю историю медицины, когда человек рассказывал о своих ощущениях во время пребывания в этом пограничном состоянии между жизнью и смертью. После смерти бывает такое же, говорят ученые.

Сердце и мозг — это два органа человека, которые работают на протяжении всей жизни. Они связаны, но ощущения доступны после смерти именно благодаря мозгу, который еще некоторое время передает информацию от нервных окончаний к сознанию.

Мнение экстрасенсов

Специалисты по биоэнергетике и экстрасенсы еще очень давно начали предполагать, что человек не умирает мгновенно, как только его мозг или сердце остановили работу. Нет, все гораздо сложнее. Это и подтвердили научные изыскания.

Мир потусторонний, по мнению экстрасенсов, зависит от мира настоящего и видимого. Когда человек умирает, говорят, что он видит все свои прошлые жизни, а также всю текущую жизнь сразу. Он переживает все заново за бесконечно малую долю секунды, превращаясь в ничто, а потом заново возрождаясь. Конечно, если бы люди могли умирать и сразу возвращаться, то вопросов бы не было, однако даже эксперты в области эзотерики не могут на 100 процентов быть уверенным ив своих заявлениях.

Человек не чувствует боли после смерти , не чувствует радости или горя. Он просто остается жить в потустороннем мире или переходит на иной уровень. Никто не знает, идет ли душа в другое тело, в тело животного или человека. Быть может, она просто испаряется. Может быть, она живет вечно в лучшем месте. Этого никто не знает, поэтому так много религий в мире. Каждый должен слушать свое сердце, которое подсказывает ему верный ответ. Главное — это не спорить, потому что никто не может знать наверняка, что творится с душой после смерти.

Душа как нечто физическое

Душу человека нельзя потрогать, но возможно, что ее наличие ученым, как ни странно, удалось доказать. Дело в том, что при смерти человек теряет по какой-то причине 21 грамм своего веса. Всегда. При любых обстоятельствах.

Никто этот феномен так и не смог объяснить. Люди считают, что это и есть вес нашей души. Это может говорить о том, что человек видит мир после смерти, как доказали ученые, лишь потому, что мозг умирает не сразу. Это не имеет особого значения, потому что душа уходит от тела, мы остаемся неразумными. Возможно, это и есть причина того, что мы не можем двигать глазами или говорить после остановки сердца.

Смерть и жизнь взаимосвязаны, не бывает смерти без жизни. Относиться к миру потустороннему нужно проще. Лучше не стараться понимать его чрезмерно сильно, потому что на сто процентов быть точными не получится ни у кого из ученых. Душа дает нам характер , темперамент, возможность мыслить, любить и ненавидеть. Это и есть наше богатство, которое принадлежит лишь нам. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.11.2017 15:47

Люди издревле задавались вопросом о том, что ждет их после завершения земного пути. Известная ясновидящая...

Вы пишете, что Христос и первые христиане верили в скорое наступление Царства Бога.

По этой проблеме мне близка позиция авторитетного библеиста Чарльза Додда, в книге «Основатель христианства» он пишет: «Выражение „Царство Бога“ восходит к древнееврейской идиоме, которую точнее перевести как „царствование“ или даже „правление“ Бога, и означает оно, что царствует, правит сам Бог. Иисус пришел в Галилею, по словам Марка, возвещая Радостную весть, которую евангелист сумел сделать краткой, как призыв: „Исполнились сроки, и близко Царство Божие“. Это значит, что Бог - здесь, во всей своей силе и всем величии».

«Это не грядущее, дату которого можно предсказать с точностью до числа; это - образы той действительности, к которой пробуждается дух человека, отрешенный от прошлого, настоящего, будущего. Это - Царство Бога во всей полноте смысла, оно лежит по ту сторону истории. Однако оно „вошло“ в историю как раз в ту решающую пору, центром которой был сам Иисус. Радость его стала достоянием тех, кто его принял».

Таким образом, с одной стороны Христос провозглашал, что Царство Бога там, где есть Он, «среди вас есть». Выражение «внутрь вас есть» - неверный перевод, который, кстати, породил в православии практику одинокого самоуглубленного аскетизма.

С другой стороны, действительно, Христос говорил о близких апокалиптических событиях, связанных с наступлением этого Царства. Так, другой знаменитый богослов и доктор Альберт Швейцер пришел к выводу, что Христос ошибался в сроках наступления этого Царства. При этом сам Швейцер считал христианство «наиболее глубокой религией», по его мнению, христианство «представляет собой высший тип духовности и только оно является живой духовностью». Поэтому отсылаю вас к его статьям.

Что я сам думаю по поводу этой проблемы?

Во-первых, в Евангелии от Марка мы читаем, что Христос не знал часа (Марк 13:33). Кстати, это любимый аргумент мусульман против всеведения, т. е. божественности Христа. Да, Христос не знал о времени окончательного преображения мира. Он был человеком. Как человек Он мог заблуждаться. Могли заблуждаться и евангелисты. В то же время, читая Евангелия, невозможно не видеть, что Он говорил как представитель Бога на земле. Бог говорил через Него. Человеческий разум Иисуса Христа был соединен с Божественным. Из Писания мы знаем, что «Бог - это пожирающий огонь» (Евр. 12:29. Современный перевод), для которого «один день - что тысяча лет и тысяча лет - что один день» (2 Петр. 3:8). Вы не задумывались, как Бог видит историю нашего мира? Бог, который находится вне времени. Возможно ли вместить Его взгляд в ограниченное человеческое сознание? Я думаю, что Христос увидел всю человеческую историю, как видит ее Бог и рассказал об этом на человеческом языке.

Во-вторых, весть о близости наступления Царства Бога была провиденциальной для распространения христианства. Если бы не эта весть, не это ощущение неотмирного света Царства Бога, возможно, что христианство осталось бы маленькой мистической сектой внутри иудаизма, а возможно, и растворилось бы в нем. Вера в близость Царства вдохновляла апостолов и гнала их до краев земли.

В-третьих, мы не знаем часа, когда мы умрем. Мы знаем, насколько современный мир близок к возможности своего уничтожения. Это может случиться в любой момент. И при этом многие из нас проводят жизнь в мечтах о будущем, либо в воспоминаниях и переживаниях о прошлом, но не живут в настоящем. Даже современные популярные духовные учителя (например, Экхарт Толле) много говорят о важности жизни в настоящем моменте, ссылаясь на слова Христа. Ощущение близости света и огня Царства Бога просвещает настоящее подлинным смыслом.

А. Швейцер в своей замечательной статье «Христианство и мировые религии» по этому поводу писал: «Иисус, подобно пророкам и Заратустре (у которого много общего с пророками), требует, чтобы мы стали свободными от мира и в то же время были активны в этом мире; …люди должны быть захвачены Божьей волей к любви и должны помогать осуществлять Его волю в этом мире - как в большом, так и в малом, спасая и прощая. Уже в этом несовершенном мире с радостью служить орудием Божьей любви - вот их призвание и первая ступень к блаженству, которое суждено им в совершенном мире - Царстве Божьем».

Послания Павла и Евангелия по меркам древней литературы написаны достаточно рано и совсем не далеко отстоят от времени жизни Христа. Я не считаю, что Писания - это буквальный диктант Бога, наподобие Корана. Евангелия писали люди, вдохновленные божественным Духом. При этом они оставались людьми своей культуры и своего уровня понимания. Самое главное, что евангельские тексты достаточно точно рассказывают о жизни Христа и первых христиан, передают то ощущение Духа, которое наполняло Его учеников. В этом смысле для меня важны и другие раннехристианские тексты. Например, «Дидахе», «Октавий» Минуция Феликса, «Послание к Диогнету», «Пастырь Ерма». А какой из Иоаннов написал Евангелие - не так уж и важно. У апостола Павла мы читаем: «Он наделил нас способностью быть служителями нового завета. Данный завет - это не писаный Закон, нет, но он от Духа. Ведь буква убивает, а Дух дает жизнь» (2 Кор. 3:6). И еще: «Царство Божье проявляется не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20).

Вы пишете, что 10 лет были активной прихожанкой и вели воцерковленную жизнь, но пришли к выводу о том, что «„духовная жизнь“ - фикция».

Я думаю, вы правы. Духовная жизнь в православии отлична от духовной жизни первых христиан. Вот сравните два текста:

Игнатий Брянчанинов «Плач мой»:

«Таким вижу себя, и рыдаю. То тихо скудные капли слез, подобные каплям росы, лишь орошают зеницы очей моих; то крупный слезный дождь катится по ланитам на одежды, или ложе; то слезы вовсе иссыхают, - один болезненный плач объемлет душу. Плачу умом, плачу сердцем, плачу телом, плачу всем существом моим; ощущаю плач не только в груди моей, - во всех членах тела моего. Они странно и несказанно участвуют в плаче, болезнуют от него».

«Пастырь Ерма» (II в.). Заповедь десятая. О духе уныния, помрачающем душу и препятствующем успеху молитвы:

«Печаль, вызванная сомнением или тем, что не удалось человеку его дело, - печаль неправедная. Печаль же от досады на дурной поступок не плохая печаль, но и она оскорбляет Святого Духа. Посему удаляй от себя печаль и не оскорбляй Святого Духа, в тебе живущего, чтобы он не возроптал на тебя к Господу и не удалился от тебя. Ибо Дух Божий, обитающий в этом теле, не терпит печали. Итак, облекись ты в радость, которая всегда имеет благодать пред Господом и угодна Ему, и утешайся ею. Всякий радующийся человек совершает добро и помышляет о добре, презирая печаль. А человек печальный всегда зол, во-первых, потому, что оскорбляет Святого Духа, который дан человеку радостным; и, во-вторых, потому, что он творит беззаконие, не обращаясь к Господу и не исповедуясь перед ним. Молитва печального человека никогда не достигает престола Божия».

Совершенно точно подметил русский философ Василий Розанов в статье «Религия как свет и радость», что в истории христианства возникло «великое недоразумение», «которое в судьбах христианства образовалось около момента Голгофы. Голгофа − это страдание; явилось чудовищное подозрение, а потом и твердая уверенность, мысль, что Царствие Божие „нудится“ (приобретается) страданием».

Христос принес Себя в жертву, чтобы освободить нас от подобной участи. В православии же возникает идея, что жертва Христа - это пример спасительных страданий. Если вы будете читать Евангелие в хороших современных переводах, вы увидите эту разницу с православной духовностью.

Вы пишете: «Покажите мне хоть одного человека, который может сказать о себе, что в нем живет Христос».

Я знаю таких людей, радостных и мужественных христиан, которые живут Христом. Многие из них были последними наркоманами и алкоголиками, бандитами и блудниками. Их спас Христос. Примеров этому масса. Они услышали слова Христа о покаянии.

Как пишет Ч. Додд: «Слово «покаяться» значит для нас «почувствовать свою вину», «пожалеть о своих грехах». Однако соответствующее греческое слово значит просто: «одуматься», «опомниться», «изменить свою жизнь». «Покаяться» в Евангелии - «переменить мысли и чувства» и тем самым начать новую жизнь, по-новому себя вести (это и есть «достойные плоды покаяния»)».

Христос говорил о рождении «свыше», о вере (доверии Богу) и «погружении» в Его смерть. Известно ли это православию? Сомневаюсь. Поэтому и в наше время «сборщики налогов и блудницы… идут в Царство Божье» (Матф. 21:31).

Вы пишете: «Если Бога нет, то я ничего не теряю, отказываясь в Него верить и жить по правилам, которые установили люди от Его имени. А если Он есть и действительно такой, как пишет о Нем, например, митрополит Антоний Сурожский, то мне нечего бояться».

Во-первых, если Бога нет, то в мире нет смысла и нет любви. Человек, не верящий в Бога, который «есть любовь», «почитает» других богов (денег, страсти, зависти и т. д.). Для меня это очевидно.

Во-вторых, в историческом христианстве многие правила действительно установили люди. В Писании (особенно притчи Соломона, золотое правило Христа, Евангелие от Иоанна, наставления Павла) я вижу такие правила, которые вызывают во мне трепет и ликование от божественной мудрости.

В-третьих, я не знаю, чего там писал , но я прекрасно знаю, что Бог - основа жизни, и отход от Него ведет к деградации уже в этой жизни. Что будет после - меня не интересует. Мне важно здесь и сейчас, чтобы в моей семье был мир и любовь, чтобы у моих детей были верные друзья, чтобы была община, где бы заботились о вдовах и сиротах. А это возможно только с таким Богом, о котором говорил Христос.

И последнее: вера - это уверенность в Боге и в смысле.

Противоположностью веры является не знание, а сомнение во всем. На мой взгляд, атеисты поверхностны в том, что, отрицая Бога, не отрицают смысл. Сомнение в смысле - проигрышная стратегия. Потому что «сомневающийся похож на морскую волну, носимую и разбиваемую ветром… человек, нетвердый во всем, что бы он ни делал» (Иак. 1:6–8).

Сергей Б.



error: Контент защищен !!